Литературный форум "Старая Птичка"

Объявление


Форум будет благодарен любым пожертвованиям для развития проекта

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Литературный форум "Старая Птичка" » Виктория » СТРАХ «НЕ УСПЕТЬ» КАК ИМПУЛЬС УСКОРЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ


СТРАХ «НЕ УСПЕТЬ» КАК ИМПУЛЬС УСКОРЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Массовое сознание привыкло считать страх смерти основным в жизни индивида. Однако подмена понятия умирания понятием смерти играет с человеком злую шутку, на которой основана и сентенция Эпикура о том, что «смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни» [7, c. 90]. Безусловно, самой непостижимости смерти, абстрактности смерти и небытия мало кто боится, а боятся недостатка чего-то конкретного, нереализованности и, наконец, «соприкосновения с небытием» [3, с. 207]. Сложность опознания и выявления истинных явлений, вызывающих страх, заключается в том, что человек часто боится процессов. Полноту индивидуального бытия не в экстремальных ситуациях человек утрачивает постепенно, что весьма болезненно и мучительно. Обладая опытом такой боли, человек и боится разрушения целостности и постепенного опустошения. Поэтому страх «не успеть» (реализоваться, овладеть чем-либо, получить впечатления и т.п.), во-первых, трудноопределим, во-вторых, очень силён. Кроме того, как справедливо отмечает В. В. Буряк, «существовать, творить и мыслить в дромологической перспективе – это значит постоянно преодолевать эссенциализм и статуарность метафизического медитативного тренда классической философии» [1, c. 351].

В природе остановки нет (повернуть реку вспять, поставить дамбу, осушить реки – это все антропогенные факторы), а есть вечная цикличность, вечное возвращение, вечное возрождение. Неестественность остановки динамических процессов в индивидуальном бытии вызывает глубинный страх, который обусловливает усугубление ситуации. Так возникает так называемое «замирание» [5, с. 86] индивидуального бытия: человек не идет вперед, оттягивая необходимые для его жизнедеятельности решения. Возникает конфликт внутреннего и внешнего: социальное окружение движется вперед, а индивид боится начать новое движение, отстаёт, и затем боится не успеть догнать, потерять свою ценность.

На протяжении индивидуальной жизни возникают вынужденные или преднамеренные «замирания» движения. При страхе перед внешними обстоятельствами, которые вынуждают действовать, то есть ускоряться, индивид ориентируется на социум, а не на внутренние свои желания. Отвечая ожиданиям своего окружения, индивид или ориентируется на прошлое (традицию, повторение), или забегает в будущее, в результате упускает мгновения настоящего (истинное реальное). Выражение обыденной речи «жизнь прошла мимо», «кто не успел, тот опоздал» на наш взгляд, образно показывают болезненность и конфликтогенность диссонанса индивидуальной остановки и социального ускорения. Ощущения трагичности необходимости успевать за скоростью социокультурных изменений и обновлений усугубляется в жизни индивида по мере взросления. С возрастом индивид обнаруживает, что для него время летит быстрее. «Попросите людей оглянуться назад – они непременно скажут, что по сравнению с годами их молодости время течет быстрее… Но что, если меняется не личное восприятие времени по мере старения, скорее, сам темп жизни?» [6, с. 173 – 174]

В толковом словаре значение слова «успеть» – найти достаточно времени для исполнения, совершения чего-нибудь, сделать что-нибудь вовремя, в какой-нибудь нужный срок; достигнуть успеха в чем-нибудь в какой-нибудь деятельности [4, c. 995 – 996]. Так, видно, что с действием успевания связаны получение благ и позитивные ценности. Для нас показательным является, что в русской лингвокультуре слова «успеть» и «успех» имеют историческое родство. В этимологическом анализе слова «успех» звучат важные для нашей проблемы коннотации – «становиться спелым, зреть», «процветание», «ожидание, надежда» [5, c. 811].

Мы согласны с В. В. Буряком в том, что «современное общество (modern society) – это общество, находящееся в движении (on the move)»[1]. Индивид обязан ускоряться, чтобы синхронно существовать с другими индивидами. «Ускорение и мобильность проявляются на всех уровнях и направлениях социокультурных трансформаций. В экономической, в технологической, социально-политической, научной и образовательной сферах в особенности» [1, с. 350], – пишет исследователь. Но мы склонны продолжить этот список самой важной, на наш взгляд, сферой проявления ускорения – экзистенция и ценностные основания индивидуального бытия (ожидания, страхи, свобода выбора, одиночество, ощущение Другого и т.д.)

Библиографический список
1. Буряк В. В. Динамика культуры в эпоху глобализации: ноосферный контекст. Симферополь: «ДИАЙПИ», 2011.
2. Мамонова В. А. Внутренний диалог в полночь экзистенции (часть 1) // Теоретический журнал Credo new. СПб, 2010. № 4(64). С. 66 – 86.
3. Саенко Н. Р. Формы и образы небытия в культуре.Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011.
4. Толковый словарь русского языка. Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей. 1940. Т. 4.
5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. М.: Астрель АСТ, 2004. Т. 4.
6. Хэммонд К. Искаженное время. Особенности нашего восприятия времени. М.: Livebook, 2013.
7. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: «Высшая школа», 1991.

0

2

Спасибо за статью, Виктория.
Очень-очень верные мысли.
Очень-очень важные истины!!!

http://s3.uploads.ru/t/MegpH.jpg

+1


Вы здесь » Литературный форум "Старая Птичка" » Виктория » СТРАХ «НЕ УСПЕТЬ» КАК ИМПУЛЬС УСКОРЕНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ