Литературный форум "Старая Птичка"

Объявление


Форум будет благодарен любым пожертвованиям для развития проекта

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



ТАЙНА

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

Стенные часы проснулись и медленно качнули маятником. Скрипнули дверцы, и, пугливо выглянув, кукушка прокуковала пять раз. Как обычно, у бабушки в это время начинался рабочий день. Она не позволяла себе долго спать, поднималась в пять утра, чтобы по холодку управиться по хозяйству: накормить живность – домашнюю птицу, кошек, собаку; пока не жарко, собрать с грядок урожай… Сельская жизнь – не сильно разгуляешься.
Завидя бабушку, захлопал крыльями, пропел петух, и со всех сторон со страшным переполохом бросились к ней на длинных ногах куры. Под навесом, звякая цепью, отряхивался Мурат. Заслышав возню, проснулись кошки, и пока бабушка хлопотала с готовкой, кошки и куры – все скопом – ходили за ней, куда она, туда и они.
– Сичас, сичас… – говорила бабушка не то им, не то терпеливо ожидавшему Мурату. Они для неё – всё равно, что дети. – Сичас, кисоньки, колбаски нарежу. И тебе, Муратик, завтрак буде.
Бабушка сыпет зерно в кормушки, подзывает:
– Цып-цып-цып!
Во время кормёжки караулит настырных воробьёв. Если в кормушке осталось зерно, она моментально закрывает его фанеркой.
– Всё, дорогие мои, кто не успел – сам виноват! Кормушка закрылась!
После всех первостепенных дел бабушка идёт будить Егорку. А ему утром так сладко спится и так не хочется вставать!
– Ну, подожди, бабушка, ну, ещё чуть-чуть… – просит он.
Но бабушка непреклонна.
– Встав-ва-й! Вставай, а то всё проспишь.
Поднявшись, Егорка направляется в угол беседки, где в тени винограда над табуреткой с эмалированным тазом прибит рукомойник, и на полочке лежит кусочек малинового мыла. В слабом движении воздуха – запахи цветов из палисадника и гудение пчёл. Солнечный свет белыми стрелами пронизывает насквозь виноградную листву, и, гремя рукомойником, Егорка наблюдает, как в траве копошатся радужные зайчики.
Тут же, под виноградом, стоит стол, и, усевшись, Егорка ест блинчики с тягучим, как мед вареньем. Из кринки бабушка наливает в стакан молока, присаживается с краюшку, и чуть склонив голову набок, нежно глядит на внука. Но сидеть долго без дела бабушка не привыкла, и вот уже, оправив светленький платочек, она идёт в сарай, а оттуда, гремя пустыми вёдрами, идёт на улицу к колодцу.
– Бабушка, подожди! Я с тобой, – кричит ей вслед Егорка и, проглотив остатки завтрака, вихрем летит к калитке. На клумбе красными шарами распустились георгины. Окропленные утренней росой, пригнулись от собственной тяжести к дорожке и, мокрые, задели за голые плечи пробегавшего мимо Егорку.
Колодец с журавлем находится на противоположной стороне узкой улочки. К короткому его плечу в качестве противовеса привязан мельничный жернов. Точно такой же, из жёлтого песчаника, лежит в траве у бабушкиного забора. Они похожи на огромные шестерёнки от часов с истёртыми за долгие годы зубьями. За колодцем улочка спускается к песчаному затону, который  в этом месте образовал ерик. По обеим сторонам затона растёт камыш, вытянутый вверх коричневыми колотушками. В его зарослях лениво, со старческой хрипотцой квакают лягушки. Чуть выше по правому берегу, огибая бабушкин огород, идёт тропинка к деревянному, с пружинистыми досками пешеходному мостку.
У колодца, подергивая шейками, бродят горлинки, но потревоженные приближением людей, срываются с места и, отлетев чуть поодаль, опять садятся, и опять бегут, распушив хвосты, по белой от пыли дороге.
Вода в колодце самая чистая, самая студёная, такая, что зубы сводит, и самая вкусная. А ещё, говорят, что в ней много серебра, только Егорке не совсем понятно – как это в воде может быть много серебра?
Егорка стал коленями на лавку для вёдер, навалился животом и локтями на мокрый, обросший зелёным мхом сруб и, нагнувшись, посмотрел вниз, где в светлом оконце было видно его лицо. Солнечный свет, попадая на поверхность воды, сиял золотыми бликами на деревянных стенах колодца.
Бабушка перелила воду в свои вёдра, понесла к дому, а Егорка, не в силах скрыть радости, поскакал впереди нее то на одной, то на другой ноге. От избытка счастья он совсем забыл про осторожность, споткнулся и упал, о сухую землю сильно ободрал колено. Тут же на нём выступили мелкие точечки крови. Егорка вскочил, и по его щекам покатились слёзы. С плачем он прижался к бабушкиной юбке, и бабушка, поставив вёдра на землю, успокаивала его, ласково гладила по голове и шептала на ухо слова утешения. 
Усадив Егорку за стол, бабушка сходила в дом, принесла чистую тряпицу и спирт. Сказала, что больно будет всего одну секунду, и если он хочет, то может закрыть глаза.
Егорка не только зажмурился, но и как-то весь напрягся, сжался, задрожал.
– Ну что ты так? Ведь совсем не больно. Папка твой, будучи мальцом, как ты, терплячий был. Вжись не покажет, что больно.
И, сильно дуя на ранку, бабушка смазала коленку спиртом, а потом её забинтовала.
– Вот так. Через час забудешь.
Убрав со стола всё лишнее, бабушка уже мыла столешницу горячей водой и скребла ножом с отломанной ручкой.
– Зачем ты это делаешь, бабушка?
– Хлеб буду печь. А сначала нужно тесто приготовить.
Всегда к выходным бабушка пекла хлеб. На открытой середине двора высилась летняя глинобитная печка – кабыца, из которой (Егорка только заметил) красными языками вырывалось пламя, а из трубы поднимался к небу столб дыма.
Бабушка присела на табуретку, сложила на колени распаренные руки с тонкими, костлявыми пальцами.
– Бабушка, пожалуйста, расскажи про моего папу, – попросил Егорка, и глаза его зажглись любопытством.
Она обернулась к нему, их взгляды встретились, и бабушка попыталась улыбнуться, но ей это не удалось. На несколько секунд она прикрыла веки, и на них блеснула слеза.
– Вот говорят, все хорошее помнишь, а худое забываешь. Может и так, только войну забыть я не могу. Столько страху за папку твоего при немцах натерпелась, просто жуть! Характер-то у него был колючий, и слов лишних он тратить не любил. Если уж что втемяшивалось в его голову, то это прочно и надолго.
Проведя ладонью по столешнице и убедившись, что она уже просохла, бабушка встала с табурета и начала просеивать пшеничную муку через тонкое волосяное сито. Маленькое, величиной с блюдце, ситечко монотонно мелькало в ее руках, и это было похоже, будто  бабушка  похлопывала в бубен.
Белая горка мягкой муки постепенно нарастала на середине стола.
Егорка сидел как на иголках, но бабушку не торопил.
– Отцу твоему тогда было чуть поболее, чем тебе сичас. А он уже вообразил, будто способен тягаться силою с фашистами. Ничего не боялся…
– Я тоже ничего не боюсь. Вот если бы война… я пошел бы в разведчики,  – храбро, с чувством хвастливости говорит Егорка.
– Эх, Егорка ты мой, Егорка. Не взяли б тебя. Не дорос, сказали бы, – добродушно улыбается бабушка, и морщинки у её глаз становятся резче. Но тень воспоминаний снова ложится на её лицо.
– Когда пришли фашисты, жить стало совсем тяжело. Солдаты отобрали у людей коров, овец, свиней, переловили кур, очистили погреба от картошки и зерна. Только и остались корешки в земле. Живи, как хочешь! У нас в хате поселились связисты. Проводов, антенн понатягивали. Нас в сарай выгнали. И ничего не поделаешь, терпи или пропадай!
Бабушка вываливает из дёжи тесто на посыпанный мукой стол и, нагнувшись над ним, месит. Тяжело дыша,  колотит по тесту обоими кулаками, ловко подминая один край под другой.
Егорка восторженно следит за каждым её движением, и терпеливо ждёт продолжение рассказа.
Бабушка с трудом разгибает спину, утирает передником пот с лица и говорит:
– Ну, слушай, – буду рассказывать дальше. Мы, значит, в сарае мыкаемся, а в нашей хате немцы хозяйничают. И попался среди них один фашист – хуже некуда! Натура гаденькая, любит поиздеваться, показать свою значимость. Вся наружность его вызывала отвращение. Весь какой-то сальный, круглый. Живот распирает так, что пуговицы расстёгиваются. Сам рыжий, конопатый; глазки маленькие – поросячьи. Не человек – чёрт рогатый, – уточняет бабушка и Егорке становится страшно: мерещится это косматое, рогатое чудовище.
– Стал он твоего папку задевать да поддразнивать. Где ни встретит, ущипнёт за нос или дёрнет за ухо. И смеётся, скалит зубы, точно наш Муратик. Папка твой, как птица нахохлится, на фашиста исподлобья поедом смотрит. Я его успокаиваю, мол, немец шуткует, а у самой в душе тревога растёт: боюсь, как бы глупостей не натворил.
Бабушка замолчала, коснувшись чего-то волнующего, забытого, столько лет хранившегося в её сердце. Она встала к столу, помяла тесто ещё немного, переложила его в миску, укутала в полотенце и, всё ещё находясь в воспоминаниях, продолжила свой рассказ:
– Стал тот фашист злейшим врагом твоему папке. Увидит его, – в глазах злоба стынет, желваки на скулах играют. А тут вот какой случай… У нас оставалось несколько курочек. Ясное дело – яйца фашист отбирал, бил их и тут же без хлеба и соли высасывал. Но куры нестись перестали. Он курей переловил, ощипал, и в большом черном котле на кабыцу поставил варить. От пылу-жара пот с фашиста ручьями течет, и он одно только знает – к умывальнику бегать. Расставит ноги свои кривые в мешковатых штанах, обливается, фыркает. Мы с папкой твоим голодными глазами наблюдаем. Когда же в котле вода забурлила, пена жёлтая поднялась и через края полезла, по двору такой запах пошёл, что в желудках наших революция началась. Тут и остальные солдаты сбежались. Стоят кружком, весело переговариваются, нетерпеливо облизываются. Никто из фашистов даже не взглянул в нашу сторону, и только когда рябой что-то сказал, все повернулись и громко засмеялись.
– Ком! – позвал рябой к себе папку, – он ни с места, только ко мне крепче прижался.  Рябой зло и настойчиво свой приказ повторяет. Тут не знаешь что хуже: ослушаться или подчиниться? Нехотя подходит папка к фашисту, а он  ему кусок колбасы протягивает, ешь, мол. Но сын мой – упрямая голова – лишь руки за спиной спрятал и глаза опустил. Фашист тычет колбасою ему в лицо, но видит, что мальчишка пытается уклониться, и, взбесившись, начинает пинать его как мячик – от одного солдата к другому. Я кричу, умоляю оставить сына, но меня не пускают, отталкивают в сторону. И все они улюлюкают, свистят, а под конец ирод этот рябой сильно пинает его сапогом в зад и каркает о чем-то по-немецки. Мы их языка не знаем, хотя и так все понятно. Папка твой упал и разбил коленку. Бедный, он изо всех сил старался не плакать, но слезы не в его воле – выступили сами, и я поняла, – как ему больно. Он беспомощно сжал кулаки и медленно поднялся. Я чуть не вскрикнула от страха: такой ненавистью вспыхнули его глаза! Слава Богу, сдержал себя, не бросился на фашиста. Вокруг него, злобно потешаясь, гоготали десятка полтора немцев, и громче всех – рябой. Наверно, эта расправа казалась им веселой забавой, не больше. «Что ж, проклятые, смейтесь, забавляйтесь», – думала я. «Придет время, всё вам припомнится».
Я твоему папке рану водой промыла, подорожник приложила, говорю: «Потерпи, сынок. Будут ещё дивчата ходить табором». А сама вижу: душа у него от гнева разрывается…
Над головой Егорки жужжала свою бесконечную песню пчела, лезла ему чуть ли не в ухо. Но Егорка не желал пошевелить рукою, чтобы прогнать пчелу, не хотел отвлекаться. Он лишь один раз украдкой посмотрел на свою коленку и осторожно потрогал повязку.
Бабушка снова достала тесто, слепила несколько буханок, слегка смазала верхушки куриным пером, макая его в молоко. Затем разбила в печи синеющие угли и посадила хлебы, укладывая их на капустные листы, чтоб не пригорели снизу. Закрыла печь заслонкою.
И всё это время, не прерывая работы, она продолжала своё повествование.
– В ту ночь я спала особенно плохо. Какая-то смутная тягость была у меня на сердце. И неспроста. Слышу сквозь сон, как поднялся мой сорванец и куда-то полез. Меня будто ударило током, так сильно я испугалась. Тут было от чего оробеть. Вспомнила я, что под застрехой уже давно хранилась дедова шашка. Ведь род наш казачий с испокон веков шёл. Когда-то твой прадед в царском конвое служил, и надо отдать ему должное: служил не за страх, а за совесть. Охранял государя и от него за примерную службу получил в подарок эту шашку в серебряных ножнах. Больно хороша была, чтобы отдать новой власти. Так и хранилась, в рядно замотанная, под крышей. Что было на уме у твоего отца – не знаю, только хотел он ее достать той ночью. Еле вырвала из рук.
Поцокав языком и, отогнав тяжелые воспоминая, бабушка заговорила снова:
– Руки дрожат, а я – шашку под юбку, и к колодезю. Слава те Господи, ночь темная выдалась, я почти наугад двигаюсь. Собственных шагов боюсь, кажется, в тишине они отдаются чересчур громко, – голос бабушки упал до шепота, словно фашисты и теперь могли ее услышать. – Сердце готово выпрыгнуть, стучит у самого горла. Дошла всё-таки и шашку в колодец выбросила…
– Как в колодец? В воду? – нетерпеливо перебивает Егорка.
– Конечно. В воду, куда ж ещё! Иначе, если бы немцы нашли, нас бы постреляли, и не посмотрели бы, что дитё малое. Ведь фашисты не знали ни жалости, ни сострадания. Мы для них были всё равно, что пыль под ногами.
Словно опомнившись, бабушка всплеснула руками:
– Ох, и заболталась я! – она переменилась в лице, осенила себя знамением и захлопотала у печки. Прихватила тряпицей и отодвинула заслонку, и тут же по двору растёкся крепкий, аппетитный дух горячего хлеба. Выбрав деревянную лопату на длинном древке, бабушка поддевает хлебы и кидает их на стол, поворачивает туда-сюда, похлопывает и нюхает – удалась ли выпечка. Сбрызгивает с чистого куриного пера водою румяную, хрустящую, кое-где треснувшую корочку. Накрывает хлебы полотенцем: преть и вызревать окончательно.
– Бабушка, а сейчас шашка так и лежит в колодце? – помечтав о чём-то, спрашивает Егорка.
– Наверное, там и лежит. Куда ж она денется?!
– Что, мои хорошие, водички захотели? – обратилась она к собравшимся вдруг курам, осовелым от зноя, с беспомощно открытыми клювами. – Сичас принесу свеженькой…
В этот раз, заглядывая в прорубь колодца, Егорке уже казалось, что будто из глубины блестит серебряными ножнами дедова шашка. Молнией пронеслась в его голове мысль и, чувствуя необыкновенный прилив любви к бабушке, он спрашивает:
– Бабушка, может быть в воде много серебра потому, что у шашки серебряные ножны?
– Может и так, – чуть приметно улыбаясь, отвечает бабушка. – Что в колодизе шашка ведь никто не знает. Ты тоже никому не говори. Пусть это будет нашей тайной.
День уже подходил  к вечеру. Солнце медленно опускалось за садом, дробилось в окнах и поджигало желтые подсолнухи, выглядывавшие из-за ограды. Дневная жара наконец-то сменилась относительной прохладой. Бабушка зажгла над столом свет. Вокруг тусклой, засиженной мухами лампочки, закружилась ночная мошкара. Стало тихо, только попискивал над ухом голодный комар.
Егорка пьет молоко с ещё теплым домашним хлебом, с налипшим на нижней корке капустным листом.
– До чего ж ты стал похож на своего папку… – еле слышно шепчет бабушка и нежно шевелит, треплет Егорке волосы.
Егорка её не слышит, он в своих мыслях, перебирает события дня. Для него они представляются обычными и неизменными, как этот вечер, или как завтрашнее утро, которое непременно, обязательно наступит. И думает Егорка: «Всё-таки как хорошо, когда на земле мир и нет войны!»

0

2

Как солнечные лучи по утрам ложатся на стены свежесрубленного дома,
так и Ваше произведение, Юрий, читалось особо приятно.

Мастерски написанная до мельчайших деталей картина сельского быта 
по-тёплому переплетается с непростыми воспоминаниями героини.

Русская изба, запах парного молока и золотистость на серебряной водице –
особенное, непередаваемое сокровище самой природы, самой Земли русской и, конечно, авторского таланта.

http://s9.uploads.ru/t/8jWBu.jpg

0

3

Спасибо большое, Татьяна, за такой замечательный, литературный комментарий. И за высокую оценку моего труда.

0

4

Юрий написал(а):

Как обычно, у бабушки в это время начинался рабочий день.

Обычно, у бабушки в это время начинался рабочий день.
Каки надо убирать. Это слово паразит. Читателям будет легче читать. Они не будут "спотыкаться" в самом начале.

Юрий написал(а):

Она не позволяла себе долго спать, поднималась в пять утра, чтобы по холодку управиться по хозяйству: накормить живность – домашнюю птицу, кошек, собаку; пока не жарко, собрать с грядок урожай…

По- по-  тоже бы убрать. Что у вас всё попы... да каки...

Юрий написал(а):

Завидя бабушку, захлопал крыльями, пропел петух

Нехорошая форма "Завидя". Видимо вы хотели избежать -щей и -вшей. Но не получилось. Потому, что делать это надо не сокращением слова, а установкой правильного времени.
Петух увидел бабушку, захлопал крыльями и прокукарекал. Утро началось. [Приветствуя новый день]

Юрий написал(а):

бросились к ней на длинных ногах куры.

Страусиная ферма?!!!!!!!

Юрий написал(а):

проснулись кошки, и пока бабушка хлопотала с готовкой, кошки и куры

Очень близко. Повтор. "кошаки" "эти лежебоки" "дружная стайка домашних животных/живности"

Юрий написал(а):

ходили за ней, куда она, туда и они.

Опять же!
Ходили хвостиком - куда она, туда и они.
Понятно же, что за ней. Больше пока в рассказе нет никого.

Юрий написал(а):

будить Егорку. А ему утром так сладко спится и так не хочется вставать!

Ему - лишнее уточнение. Так можно употребить и один раз. Как-то так.

Юрий написал(а):

После всех первостепенных дел

Правильнее было бы "сделав все первостепенные дела"

Юрий написал(а):

– просит он.

Лишнее. Отсутствие таких уточнений даст читателю простор для воображения и он лучше представить себе картинку, которую вы рисуете. Это важно. Видеть то, что читаешь.

Юрий написал(а):

В слабом движении воздуха

Канцеляризм. В лёгком дуновении ветерка, морского бриза, в колыхании утренней дымки, а лучше просто - в воздухе. На всякого мудреца довольно простоты. Лишнее украшательство снижает балл мастерства. Как рушник, расшитый петухами весь. От края, до края с обеих сторон. Так , что и руки то вытереть негде.

Юрий написал(а):

радужные зайчики.

Неправда! Врать зрителю нельзя. Зайчики не бывают "радужными". Это не мыльные пузыри. Они просто светлые пятна. Вот к чему привело излишнее украшательство! К вранью. А писать надо просто, ясно. Красивым должны быть СОБЫТИЯ, происходящие в рассказе, а не слова. В противном случае, можно просто написать тридцать красивых слов подряд. Василёк, павлин, клубника... и тп.

Юрий написал(а):

кринки

Крынки?

Юрий написал(а):

с краюшку

Это сознательно? Авторское прочтение, конечно, допускается, но мне кажется, здесь это излишнее простонародное.
С краю. Или "с краешка".
................ и тд

В рассказе нарушено одно обязательное правило. Фокализация. Когда читаешь, создаётся впечатление, что смотришь сверху на людей. Или фотокарточку разглядываешь. Не отождествляешь себя с ними. А значит и не так сильно сопереживаешь. Так... ещё одна страшилка про войну...
А это обидно. Ибо потенциал у рассказа очень высок. Но, вернёмся к фокалу.
Надо, что бы рассказ рассказывался от первого лица. Либо от бабушки, либо от Егорки. Я пошёл к колодцу, я увидел шашку. Или я замесила тесто, я потёрла руки. Это погрузит читателя внутрь рассказа, заставит его проживать и чувствовать тоже, что и его герои.
Ещё очень слабо прописаны некоторые описания.
Я встал. Подошёл. Сел. Потом встал, потом сделал. Как робот. Как программа какая-то... Надо оживить.
Это из технологии.
Если внести указанные выше правки, можно печатать в нашем журнале.

По сюжету.
А вот здесь нельзя не похвалить употребление местных "словечек" и терминов. Это здорово красит рассказ. Хочется сказать:"Верю!" Но автору надо быть сдержаннее с украшательствами и простонародными словами.
Отсутствие морали, вывода, превращает рассказ в репортаж. В историю жизни одной отдельно взятой бабушки.
Возможно, такое ощущение складывается из-за того, что рассказ не окончен.
Что стало с папой Егорки? С Егоркой? С бабушкой? Хотя бы в двух словах надо бы читателю пояснить.

Есть у рассказа и один несомненный огромный плюс.
Нет, это не рассказ о немцах и сердитом русском парне. Таких историй много. И эта - одна из них. Да, достаточно интересно рассказанная.
Важнее другое.
Сколько мне приходится встречать "Иванов, не помнящих родства"! И не передать словами.
А рассказ учит воспитанию. Совместным работам, традициям, историям. Разговорам за "лепкой пельменей", за замесом теста.
Историям, передающимся от отца к сыну, от деда к внуку. И вот это то и ценно! Это руководство к действию. Это тот самый воспитательный момент, который никто, слышите? Никто, кроме нас с вами не передаст молодому поколению.
И именно поэтому, я был бы рад увидеть исправленный и доведённый до идеала рассказ в нашем журнале.
И в призёрах конкурса.
(Как говорит наша Василиса - хи-хи)

Lucky.

0

5

В дополнение к замечаниям Lucky:

Юрий написал(а):

Стенные часы

Настенные часы

Юрий написал(а):

Стенные часы проснулись и медленно качнули маятником

Ночью настенные часы стояли?

Юрий написал(а):

И, сильно дуя на ранку,


И сильно подул на ранку.

Со временем не поняла. Сначала было прошедшее. Потом стало настоящее. А затем снова прошедшее.

Хороший рассказ. Мне понравился.
Но надо немного поработать с ним.

Отредактировано Василиса (2016-05-31 17:25:50)

0

6

Юрий, смотрите, какое внимание произвёл Ваш рассказ.

Раз есть такие бурные отзывы рецензентов, значит, есть внимание, обсуждение, полемика.
Самый живой рассказ.

0

7

Даже не предполагал, что мой скромный рассказ, заслужит такого повышенного внимания. Как говорится: «разобрали по косточкам, разложили по полочкам». Мне, наверное, теперь следует сказать что-то в свое оправдание…  Не знаю. Читая замечания, кажется, практически со всем согласен. Но это если только касательно вопросов «из технологии». Внутренний голос противится, диктует свое. А я привык ему доверять. Писательство для меня всего лишь еще одна сторона моей творческой натуры. Основная же моя деятельность – живопись, которой я посвятил практически всю свою жизнь (со школьных лет), и если верить искусствоведам, не безуспешно. Участник более 100 выставок в стране и за рубежом, член Союза художников РФ, картины находятся в государственных и частных коллекциях… Но это я все перечисляю, только для того, чтобы было понятно почему я привык доверять внутреннему чутью. В искусстве (любом) как показывает История искусства, все держится «на чуть-чуть». Чуть-чуть утрировали, чуть-чуть приукрасили, чуть-чуть изменили перспективу, чуть-чуть форсировали цвет, чуть-чуть… И произведение дышит, живет.
По поводу предложения: «бросились к ней на длинных ногах куры» могу со всей серьезностью заверить, что это не «Страусиная ферма», а вполне нормальный размер куриных ног, когда они бегут с переполоху, вытянув шеи, подняв крылья, и тогда складывается такое впечатление, что они бегут на самых носочках (которых у них естественно нет!), и от этого ноги у них словно удлиняются. Вы это видели когда-нибудь? Или «радужные зайчики»? Вы, наверное, спутали их с солнечными. А разница в том, что когда солнечные лучи, пробиваясь через тонкую зелень виноградных листьев, через спелые плоды винограда, окрашиваются их цветом и приобретают радужность. В живописи это называется цветовыми рефлексами.
Ваше замечание на счет фокализации: «Когда читаешь, создаётся впечатление, что смотришь сверху на людей. Или фотокарточку разглядываешь», я воспринимаю как комплимент. Именно такого эффекта в этом рассказе я и пытался достичь. Образ птицы сидящей на верхушке высокого дерева и наблюдающего за происходящим внизу, а вверху проплывают облака и время.
«Я пошёл к колодцу, я увидел шашку. Или я замесила тесто, я потёрла руки», или еще, как Вы предлагаете: «Петух увидел бабушку, захлопал крыльями и прокукарекал. Утро началось», простите, но мне почему-то напоминает милицейский протокол, под которым совершенно не хочется ставить свою подпись.
Кстати, на счет подписи. Есть очень много сайтов по интересам, особенно женских, где домохозяйки от скуки пишут свои переживания, и чтоб, не дай Бог, их не узнали подружки и родственники, придумывают себе всевозможные романтичносладкокрасивые аватарки и логины.  У вас же мне кажется литературный журнал (или?) Есть администратор Татьяна Александровская. Вопросов нет, хотя можно предположить, что это всего лишь псевдоним. История знает много таких примеров. Но мне совершенно не понятно, почему у другого администратора такой странный Аватар и имя, псевдоним (что?) Lucky. Если Вы скрываетесь, то как можно и зачем вообще общаться с авторами? Хочется "сидеть одновременно на двух стульях"? Как к Вам обращаться? Представляю такую ситуацию: в редакции журнала, знакомясь, главный редактор называется не Максимом Горьким, а  Lucky или Василиса (тут хотя бы на русском (родном) языке и понятен пол). Если бы так было, то в "книжном" у нас стояли бы собрания сочинений Ильи Муромца, Кощея Бессмертного и иже с ними.

+1

8

Юрий написал(а):

И произведение дышит, живет.

!!!
И вот за это и уважаю, Юрий!

Юрий написал(а):

Есть администратор Татьяна Александровская. Вопросов нет, хотя можно предположить, что это всего лишь псевдоним.

Смеюсь. )))
Паспорт публично в теме показать? )))
Юрий, Вы не первый, кто упоминает мне о подлинности имени. )

А рассказ у Вас действительно прекрасный!

И, признаюсь честно, - я ратовала за Вас!
Потому что можно совершить 1000 ошибок в произведении, но пронзить сердце читателя!

А можно не совершить ни одой ошибки, но быть просто абы чем, оставив равнодушным мир.

Кстати, над бессмертными произведениями достопочтенных классиков посидели десятки корректоров, прежде чем их строки со своей грамотностью получили наше восхищение!

И... не будьте, пожалуйста, так строги к Lucky, уважаемый Юрий!
Администратор и основатель сайта ещё и очень неплохой автор, некоторые произведения которого можно прочитать в его авторской теме. ;-)

0

9

п.с. Вот не любят меня многие за "украшательства", за улыбки, за то, что вижу чуть больше...
Но не хочу становиться иной!

Можно и не быть поэтом,
Но нельзя терпеть, пойми,
Как кричит полоска света,
Прищемлённая дверьми.                 
                                        (А.Вознесенский)

или:

"Что бы там ни говорили, а в литературе важны не благие намерения автора,
а его способность увлечь читателя выдумкой.
Иначе бы все читали не "Графа Монте-Кристо", а Гегеля."

А вообще, мир слишком суров, чтобы мы, авторы, художники слова, не расцветили его радугой, которая в наших руках.

С уважением, Т.А.

п.с.
Юрий, у Вас наверняка есть ещё не одно произведение...
Делитесь с читателями, взрывайте этот серый мир Вашей яркой палитрой!

Ваша форумный раздел: Юрий
Создавайте темы, размещайте свои страницы. :-)

0

10

Юрий написал(а):

Мне, наверное, теперь следует сказать что-то в свое оправдание…

Вовсе нет. Хотя нам, безусловно приятно поболтать с вежливым, да ещё и умным человеком.
У вас хорошее самообладание. Обычно критиков не любят.

Юрий написал(а):

Внутренний голос противится, диктует свое.

"Своё"с в сюжете? Не заметил, простите. "Своё" во взгляде на историю? На отношение к происходящему? Не увидел. Так что же  это "своё"? Интересно...
Если же вы о правилах и канонах, о технологии... Тогда сразу встаёт вопрос. А какая у вас была цель?
Так, поболтав с друзьями за рюмкой чая, рассказать историю? Тогда да. Вы на верном пути.
Если же цель публикации была услышать мнение и поправить или нет текст - тогда вы не правы.
С одной стороны пишу, как хочу - верный признак дилетанта. Уверен, что и в живописи так же. Я не знаю законов и канонов живописи, но уверен, что на стене дома рисовать явление Христа народу никто не станет. Это граффити можно за пару часов набросать. Да, иногда талантливое. Но, согласитесь, даже  Бэнкси уступает по масштабу мысли Леонардо. Ну или Вермееру, например. Да, Бэнкси талантлив. Но это другой уровень.
Так и с литературой.
Автору часто незаметно, что некоторые его слова и фразы заставляют читателя "спотыкаться". Это мешает чтению и не позволяет "вжиться" в рассказ. Ваш рассказ засияет, если внести очень незначительные редакторские правки. Ибо потенциал у него есть.
Очень обидно, когда читатели читают хороший рассказ и не понимают, почему он их не "цепляет"? Это как на копии Девятого Вала. Вроде и люди похожи и вода зелёная... Не придраться... Но ... Не то! Не Айвазовский.
Вольность нужна и даже необходима в сюжете, в необычной подаче материала, в местном колорите (как у вас) и тп. А "пишу, как хочу" или "пишу, как умею" мне напоминает группу "война" нарисовавшую белой краской хрен на питерском мосту. Что ж, своего рода новация...
Но мне как-то Репин и Левитан ближе. Наверное я консерватор.

Эта тема поднимается на всех форумах с завидной регулярностью. Нарушение канонов. Мне так сердце подсказало.
А я для себя (я тоже так говорил в начале. Все через это проходят. Продолжают идти не все) сделал два вывода:
Чтобы нарушать правила их надо знать.
Без труда не выловишь и рыбку из труда.

Такое вот моё имхо. (Частная точка зрения)

Юрий написал(а):

складывается такое впечатление, что они бегут на самых носочках

Ну! Ведь можете, когда живёте а не "выдумываете" красоту"
А про ноги скажу так. Я не виноват, я так воспринял текст. Есть такое понятие, как стойкая ассоциация. Т.е. логически я с вами согласен. Ноги могут быть длинными. И "Длинное" - это весьма относительное понятие. Но у нас не математика, а литература. И на "длинные ноги" у людей сформировалась стойкая ассоциация. Это не ошибка и не провал. Это даже не беда. Это нехорошо. Просто не хорошо. Впрочем, вы, как автор, вполне можете оставить фразу без изменений. А я, как редактор, отказаться печатать без правки. Логично?

Юрий написал(а):

когда солнечные лучи, пробиваясь через тонкую зелень виноградных листьев, через спелые плоды винограда, окрашиваются их цветом и приобретают радужность.

Красиво же! Просто чуть-чуть пояснить.
Солнечный зайчик - тоже стойкая ассоциация. Я слышал и про гало и про другие вещи. Но это "другие" вещи. Или надо подробнее рассказать. А вы, как художник, я уверен, можете очень много рассказать, так как видите мир иначе, чем мы, смертные...

Юрий написал(а):

Ваше замечание на счет фокализации, я воспринимаю как комплимент.

И зря. Действительно, такая форма, как у вас допускается. Фокал не догма, а руководство к действию. Но я просто не понимаю, зачем отгораживать читателя от событий? Он должен сопереживать, быть их участником. Иначе рассказка забудется через пять минут. Попробуйте прочитать кому-либо вариань с "я" в чьей-то роли. Увидите разницу. Почувствуете.

Юрий написал(а):

напоминает милицейский протокол, под которым совершенно не хочется ставить свою подпись.

:) Канцеляризм? Возможно. Но отрывистость действий, излишние пояснения или наоборот их отсутствие высушивают текст и не дают читателю самому додумать образы. Мне трудно это объяснить.

Юрий написал(а):

Кстати, на счет подписи.

А это лишнее. Видимо всё же обиделись немного.

Я, Могирев Владимир Вадимович.
Посмотреть здесь:  https://www.youtube.com/watch?v=M767-7TXFCc

А это моя страничка на проза.ру   Нажмите сюда
Обращаться ко мне можно как Lucky. А если вам неприятно (некоторым не нравится английский прононс) можно просто: Владимир. Или по имени-отчеству.
Работаю работодателем. Пишу иногда. Некоторым нравится. Призы всякие дают. Спектакли ставят...
Этот сайт - моё хобби. Или развлечение. Как вам будет угодно.
Я ещё много чем занимаюсь. Но любимое занятие - поболтать.
Со зрителями. А лучше - с друзьями.
Часто это одно и тоже.
Будете у нас на Москве - заходите. У нас уютное кафе и отличный звук. (Музыку я тоже люблю.)

0

11

Юрий написал(а):

Даже не предполагал, что мой скромный рассказ, заслужит такого повышенного внимания.

Юрий, "разбор полетов" навеял воспоминания... Я начала писать и публиковать свои произведения на прозе.ру год назад. Не претендую на правильность стихосложения. Это хобби. Потребность выразить свои переживания в словах.  Но грозные разборы моих произведений имели место быть...  Одно из произведений "разбомбил" профессиональный критик. А авторам и читателям стихотворение очень понравилось. А вот другое произведение, разобранное на буквы одним из уважаемых авторов, решила опубликовать. Прошу прощение за публикацию на Вашей странице.

Отражение улыбки

Своей дорогой к тесным вратам иду по камням, через цепкие лапы препятствий.
Падаю. И снова поднимаюсь. Расправляю плечи и продолжаю путь по узкой тропинке.
Свет дает мужество преодолевать боль, обиду, предательство.
Свет проявляет лучшее во мне.
Свет помогает понять страх людей и простить.
Простить и улыбнуться радостно, искренне.
Увидеть отражение своей улыбки в другом человеке.
Увидеть в глазах удивление, облегчение, сияние доброй души.
Души, прошедшей тернистый путь к свету.

Рецензии

Мысли как будто бы известные и тем не менее очень важно их напоминать себе и своим близким в разных вариантах, в различных формах,меняя интонацию и пр..
Эти мысли своего рода для нашего сознания, как мыло для нашей кожи.
А теперь собственно рецензия.С первой строчки возвещаете о "своей" дороге, надо полагать речь идет и о духовном совершенствовании и о поэзии. И тут же используете затасканный библейский фразеологизм "тесные врата".
Интересная попытка сравнить препятствия на сути с цепкими лапами.Если бы они действительно были таковыми (как лапа медведя или тигра )вероятно никто бы не дошел до своего состояния совершенства.(шутка)
Во второй строчке конечно вы говорите о преодолении своей слабости на пути трансформации, который у каждого человека уникален и здесь полное "бездорожье", поскольку это только ваш мир и только вы там "топаете ножками". Там нет не только тропок, но даже следов, если вы еще сами их не оставили.
И последнее замечание. Вы пишете "сияние доброй души", а разве злая может светится?
А последняя строка, снова повторение слова "душа" и непонятно, относится ли это к вам лично или того кого вы встретили? (Мне кажется эта строчка здесь ненужна.
Если другой прошел тернистый путь, то вероятно он вряд ли бы удивился увидев себе подобного, а уж тем более не стал бы переживать облегчения.
Извиняюсь за свое субъективное мнение.Только не считаете -это просто придирками.
Мне кажется мы должны помогать друг другу писать более совершенно. Полагаясь не только на спонтанность (без которой поэзии просто не бывает)
Удачи.

У-Вей Сибу   31.03.2015 18:31   •   Заявить о нарушении / Удалить

Ответ -

Уважаемый, У-Вей Сибу! Вы читаете слова. За словами и между строк смысл, который мне удалось передать, пусть Вам даже и непонятный.
Вы говорите -"затасканный библейский фразеологизм "тесные врата". Так не считаю. Мой жизненный опыт отличается от Вашего. То, что я пишу - прожито. Если "цепкие"-значит так и есть. Если "сияние доброй души"- значит хочу подчеркнуть. И я говорю не о слабости , а о том, что во время движения к цели необходимо прислушиваться к своему внутреннему состоянию. То есть, что - хорошо и что - плохо. И мы все идем тернистым путем - такова жизнь. Только одни люди это признают. Другие-нет. Последняя строчка нужна. Это точно!
О, я совсем не считаю Ваши слова придирками! Мне приятно, что Вы нашли время, посчитали необходимым написать рецензию.
Надеюсь, мои слова Вам не показались резкими, излишне эмоциональными.

С уважением, Виктория.

0

12

Виктория, вы молодец! Взаимовыручка и поддержка это здорово. Ценю.
Действительно, сейчас очень свободное время и то, что я сказал - это всего лишь частное мнение. Ведь я имею право на эту маленькую шалость? Высказать своё мнение о публикации?
А вы имеете право принять или отвергнуть сказанное. Это не догма, а руководство к действию. (цитата)
Главное убрать эмоции. И прежде чем отвергать, поинтересоваться, а вдруг и правда в этой куче дерьма под названием "критика" спрятано одно мааааааленькое, но золотое зёрнышко?
И ещё. Нельзя сравнивать ваш верлибр и обыкновенную прозу. Ваши произведения не лучше и не хуже. Они - другие! А сравнивать надо подобное.

По поводу критики ваших оппонентов.
Да, я вижу замечания и у вас. И ваш оппонент прав.
Но!!!
Это очень похоже на замечание, которое получил я. В рассказе Люди Б.У. описывалась работа автосервиса. И мне попеняли, что я неправильно описал лужу масла. Во-первых, в приличном автосервисе её быть не должно. А, во-вторых, она была не той формы и не того размера.
Но главное то не это!
В этом случае меня замечания критика изрядно повеселили.
А вот свою повесть Королевство Хромая Судьба я переписал "от первого лица". После того, как мне сделали замечания о "фокале" я открыл справочники, учебники, интернет, подумал, попробовал на вкус и решил исправить. Теперь я знаю об этой штучке и могу её нарушать или нет. По своему выбору.
В конкурсной мини пьеске "Иракли, Царь Византии", я не увидел ни одной стилистической ошибки. Хотя мы перечитывали её раз тридцать.
А когда опубликовал, понял. Править и править.
Что ж... таков труд написателя. Тяжкий.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
А "с листа", экспромтом получаются, как правило, не очень профессиональные рассказки дилетантов. Это не страшно. Это у всех было. Все Леди делают это.
Просото читать неудобно и иногда просто откладываешь рассказ в сторону.
А жаль.
Ведь из него так легко и так просто можно сделать конфетку!

0

13

Виктория написал(а):

У-Вей Сибу

Очень круто!!!!!
Не иначе сэнсей....

0

14

Татьяна, «паспорт публично в теме показывать» не надо. Я не это имел в виду. Теперь, когда Владимир открыл завесу тайны, общаться стало гораздо приятнее. И я вовсе не хотел выглядеть строгим к  Lucky – критику и автору, а лишь выказал свое недовольство людьми, обезличивающими себя логинами и аватарками.
Теперь немного отвечу на комментарии Владимира. Поболтать тоже люблю, но больше «в живую». Писать же – опять нужно время, плюс время на редактирование. Тем более с таким внимательным критиком, от пристального внимания которого, не ускользнет ни одно слово! Вы пишите: «У вас хорошее самообладание. Обычно критиков не любят». Я критиков люблю! Во-первых: они не дают расслабляться, а во-вторых – у каждого «свой хлеб». И это не мое «самообладание», это – многолетний опыт общения как художника, да и как «писателя». Еще с  «Мурзилки» и «Пионерской правды» получал «в качестве исключения» рецензии на свою пробу пера.
Теперь касательно вопроса «Так что же  это "своё"?» Что за манера выдергивать из текста отдельные слова?!!
Я писал: «Читая замечания, кажется, практически со всем согласен. Но это если только касательно вопросов «из технологии». Внутренний голос противится, диктует свое.».. Свое право пренебречь некоторыми «технологиями» ради «внутреннего стержня». Я ведь пишу не «техническую» статью на заказ, и даже не «милицейский протокол». Я записываю то, что мне диктует мое сердце (извините за высокие слова, но в искусстве – только так!) Да, могу согласиться, что по факту вполне может быть текст корявым, а его автор выглядеть дилетантом и самоучкой. Но я ведь и не спорю. Я и есть самоучка и дилетант. Только голос сердца, время и опыт могут дать результат. Ван Гог тоже когда-то считался «корявым» самоучкой. Такими мазками НУ просто нельзя было писать!
Владимир, Вы пишите: «Автору часто незаметно, что некоторые его слова и фразы заставляют читателя "спотыкаться". Это мешает чтению и не позволяет "вжиться" в рассказ. Ваш рассказ засияет, если внести очень незначительные редакторские правки». Вполне может быть. На это и была такая профессия, как редактор. Но, опять же, существует еще такое понятие как «человеческий фактор». И редактор редактору рознь. В этом плане у меня тоже имеется опыт. Приведу для примера часть своего предложения: «Спрятав за спиной руку с букетом цветов, Дмитрий стоял…» Редактор одного издания отредактировал его так: «Спрятав букет за спину, Дмитрий стоял…» Незначительно!? И таких правок несколько по всему моему тексту. Обидно только, что не согласовали со мной, но «эту бочку дёгтя разбавили ложкой меда» опубликовав в журнале в рубрике «лучший рассказ месяца». Через время этот же рассказ в числе других приняли к публикации в Литературно-публицистический журнал «Родная Кубань», и это предложение оставили в моем варианте. Правки были совершенно безобидные и, когда я разговаривал с главным редактором журнала В.И. Лихоносовым, задавал ему вопросы, и в частности коснулся этого предложения, он мне ответил, что «многие «редакторы» смотрят не в ту сторону», и что «редактируя таким образом, они убивают в произведениях ту самую прелесть, которая и отличает одного автора от другого». «Да, есть некоторые шероховатости… Но Вы кто?  У Вас есть повышенная самооценка? Почему тогда к Вам должны быть повышенные требования?». Виктора Ивановича уважаю! Пожалуй, последний живой классик нашей литературы. Познакомился с его творчеством еще в юношеском возрасте, даже не зная еще такого писателя, как Бунин. Благодаря ему открыл для себя существование литературы «не описательной», а «чувственной». Судьба преподнесла мне счастливый случай познакомиться с ним лично, и даже получить от него оценку своим потугам.
Да, наверное, я тоже больше консерватор. Тем более если рассматривать Репина – Левитана и группу «Война». А потому, мне совершенно не понятно о каких «нарушениях канонов» Вы, Владимир, говорите. Текст мой «классический», и с этим я ничего не могу поделать. Против себя не пойдешь, и себя не обманешь. Я не похож даже на таких безобидных реформаторов как В.Сорокин, В.Пелевин. Некоторые редакторы мне прямо так и говорили: «Такие тексты сейчас не в теме». Что там сейчас в теме: нон-фикшн, фэнтези?.. Не моё!
Спасибо за приглашение. Обязательно им воспользуюсь, если соберусь «в Москву разогнать тоску». Тем более места мне знакомые, прожил 18 лет, и друзей осталось много, а еще два внука и один крестник. Вот. Написал. Нужно было бы конечно еще отредактировать…

Отредактировано Юрий (2016-06-19 16:58:49)

0

15

Юрий написал(а):

Поболтать тоже люблю, но больше «в живую».

Юрий!
Вот и замечательно.
"Старая Птичка В Казани 2017" - эта тема для Вас!
Мы тоже любим пообщаться вживую.
Заходите, пожалуйста, и в наше уютное кафе!
Там есть для Вас сюрпризы.

0

16

Василиса, спасибо за приглашения.
Постараюсь обязательно воспользоваться.
Тем более, кто из нас не любит сюрпризов?!

0

17

Юрий.
Ваш замечательный рассказ можете увидеть в Электронном Журнале "Старая Птичка" № 5.
Все выпуски журнала
Поздравляю!

0